Постсоветская реинтеграция по К. Затулину и реальность
20 января опубликована статья директора института стран СНГ К. Затулина «Нет никакого иного рецепта, кроме просвещения и общественного контроля» с изложением точки зрения на отдельные проблемы современного постсоветского развития.

Исходя из итогов выборов в Приднестровье, Южной Осетии, а также ситуации в Нагорном Карабахе, автор пытается обосновать идею о том, что Россия на постсоветском пространстве проигрывает. «20-летие распада Советского Союза, исполнившееся в ушедшем году, – пишет он, – заставляют нас вспомнить о причинах и истоках приднестровского, грузино-осетинского и всех других явных и скрытых конфликтов на нашем пространстве. У каждого из этих конфликтов – собственная история, но как минимум одна общая: нежелание номенклатур, назвавших себя элитами и наций, провозгласивших себя государствообразующими, трезво смотреть в глаза реальности». Такая точка зрения предельно ясная и, в некоторой степени, при сегментарном рассмотрении проблемы, соответствует истине. Но, в то же время, с неизбежностью возникает вопрос: а трезво ли смотрит «в глаза реальности» сам автор на комплекс рассматриваемых проблем в целом?

Прежде всего, уважаемому научному работнику и общественному деятелю больше чем кому-либо должно быть ясно, что более 20-ти лет назад произошел не «распад», а «развал» Советского Союза. Великая страна проиграла «холодную войну», навязанную ей извне, при поддержке собственной «пятой колонны», включая отдельных первых руководителей. Это была одна из самых величайших трагедий ХХ столетия, которая существенным образом повлияла на весь спектр международных отношений, породила многочисленные конфликты и локальные войны. Это, на наш взгляд, и явилось главной причиной, породившей проблемы, о которых пишет К. Затулин.

Новая Россия с 1991 года была поставлена в жесточайшие условия решения не только непосредственно собственных проблем тотального «развала», но и многочисленных проблем, возникших на постсоветском пространстве. Более 25 млн. только русских людей искусственно, вопреки воли и желаниям, оказались оторванными от своего Отечества, от которого по праву требовали защиты и покровительства. Как могли реагировать российские власти на такую ситуацию? Делалось все, что можно, что позволял экономический, социальный и политический потенциал самой России. И не более того. Об этом К. Затулин знает больше, чем кто-либо другой, поскольку продолжительное и в самое сложное время возглавлял Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. Так или иначе, но до настоящего времени Россия тесные связи с соотечественниками не потеряла, да и, в принципе, не могла это сделать, поскольку -- это связи в рамках единого народа и единой культуры.

За 20 лет после развала Советского Союза выросло целое новое поколение людей. И что очень важно: это поколение, как и их старшие товарищи, не в меньшей, а, зачастую, еще в большей степени ориентировано на реинтеграцию с Россией. Именно об этом свидетельствуют последние референдумы в Приднестровье, устойчивое состояние общественного мнения в Южной Осетии, Абхазии и других регионах.

Особенностью современных реинтеграционных процессов на значительной части постсоветского пространства является и то, что они совпадают с борьбой за расширение демократических прав и свобод, повышением роли и значения институтов гражданского общества. Миллионы людей открыто заявляют, что уже недостаточно только говорить о демократии, а необходимо переходить к демократическим принципам организации жизни людей на деле. Если подавляющее количество населения многих постсоветских регионов желают жить вместе с Россией, то кто и почему этому мешает? «Всеобщую Декларацию прав человека» никто не отменял... С такими процессами, на наш взгляд, необходимо считаться как внутри постсоветских государств, в самой России, так и международному сообществу в целом. В противном случае, существующие конфликты на постсоветском пространстве преодолеть будет невозможно в принципе.

Как известно, на постсоветском пространстве существенным образом возрастает роль и значение экономической, социальной, духовной и других форм реинтеграции. А это именно те составляющие, которые делают такой процесс наиболее реальным и обоснованным. Сводить все в таких условиях только к «просвещению и общественному контролю» в работе с пророссийскими силами на постсоветском пространстве – слишком просто и бесперспективно.

Последние выборы президентов Приднестровья и Южной Осетии показали отнюдь не поражение России. Они отчетливо высветили другое – чего от России ждут народы этих регионов. А они ждут от России более активной и действенной реинтеграционной политики. Прошедшие выборы вскрыли проблему устойчивости пророссийских настроений. Везде, где прошли выборы, они прошли под жесткими лозунгами единения с Россией. И электоральная поддержка была преимущественно тех кандидатов, от которых ожидали реальной реализации именно такой политики, независимо от предвыборных заявлений о том, кто является более пророссийским. Более того, образование на постсоветском пространстве новых международных объединений, в частности, Таможенного Союза явилось дополнительным стимулом для активизации пророссийских настроений, а в перспективе и реальным шансом на восстановление некогда общего экономического и культурного пространства. Прежние лидеры сыграли свою историческую роль. Пришло время новых. Здесь нет никакого поражения России, здесь есть проявление нового качества пророссийских настроений соотечественников, проживающих вне исторической Родины.

В конце своей работы К. Затулин пишет, что «если 4 марта будет избран человек, способный не только царствовать, но и править», то проблемы на постсоветском пространстве будут решаться более эффективно. С этим нельзя не согласиться. Однако позиция автора, вынесенная в заглавие рассматриваемой статьи, что в решении проблем на постсоветском пространстве «нет никакого иного рецепта, кроме просвещения и общественного контроля», на наш взгляд, представляется крайне упрощенной. В настоящее время, повторим, только «просвещения и контроля» – очень мало. Необходимо реальное расширение экономических связей, восстановление культурных, социальных и духовных взаимоотношений, существенное усиление борьбы за настоящую демократию и права человека. И, безусловно, поддержка ответственных и компетентных руководителей, способных эффективно управлять на местах.

В целом, альтернативы реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве нет. Более того, убеждены, что в современных условиях складываются внутренние и внешние предпосылки для нового качественного этапа в восстановлении единого цивилизационного пространства. Об этом убедительно свидетельствуют не только реальные факты современной нашей отечественной истории, но и осознание их правящими элитами, о чем убедительно свидетельствуют идеи, изложенные в работе В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». Такое будущее – надежда не только самой России, но и миллионов, прежде всего тех, кто считает ее своей Родиной и вынуждены быть искусственно оторванными от нее.

Экспертный совет ИАЦ «SOCIUM»
© 2002—2011 Информационно-аналитический центр «SOCIUM».
Все права защищены.
При цитировании информации гиперссылка на «SOCIUM»
обязательна.